Последние изменения в законодательстве о закупках и официальные разъяснения

Введен обязательный минимальный объем закупок российской продукции с составлением ежегодного отчета (Закон № 44-ФЗ)

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 249-ФЗ в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми:

1) Правительство РФ установит размер минимальной доли закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – закупки российских товаров и минимальная доля), в том числе перечень
таких российских товаров.
2) Закрепили обязанность заказчиков составлять отчет об объеме закупок российских товаров, и размещать его в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае, если по итогам года заказчик «не наберет» необходимый объем закупок российских товаров, то он должен будет подготовить и разместить в ЕИС также обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров. Порядок подготовки отчета и обоснования невозможности также будет определен Правительством РФ. Сделана оговорка о том, что положения ст. 14 Закона № 44-ФЗ об импортозамещении не применяются при закупках для нужд безопасности государства.
3) Срок начала вступления в силу новых правил проведения электронного запроса котировок и процедуры закупки в электронном магазине по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ снова передвинули: с 1 октября 2020 г. на 1 апреля 2021 г., при этом начало действия требования о взаимодействии с ЕИС относительно электронных малых закупок отложено до 1 октября 2021 г.
4) В перечень закупок, для которых действует особый порядок в Республике Крым и г. Севастополе добавили строительный контроль.

Указанные выше изменения вступят в силу с 11 августа
2020 г.
И также статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена частью 68,
предусматривающей особенности проведения электронного конкурса на закупку строительных работ, которые
будут действовать с 1 сентября 2020 г. и до 1 января 2024 г.

Определены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требующие согласования (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 961 (далее – Постановление № 961) в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ определены следующие пороговые значения начальной (максимальной) цены государственного контракта (далее – НМЦК), при превышении которых в соответствии с п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона
№ 44-ФЗ требуется согласование с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признанных несостоявшимися закупок:
3) по п. 25 такое согласование требуется в случаях:
– если НМЦК превышает 500 млн руб. – при несостоявшихся конкурсах и аукционах для федеральных нужд;
– если НМЦК превышает 250 млн руб. – при несостоявшихся конкурсах и аукционах для региональных и муниципальных нужд;
– если НМЦК превышает 1 тыс. руб. – при несостоявшемся запросе предложений в следующих случаях: если не подано ни одной заявки, либо все заявки отклонены, либо победитель уклонился от подписания контракта.
При этом согласование требуется для конкурса, признанного несостоявшимся по причине, если была подана или осталась только одна заявка, для аукциона – если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было ни одного ценового предложения;
4) по п. 24 такое согласование требуется, если НМЦК превышает 1 тыс. руб. – при любой несостоявшейся закрытой закупке.
Постановлением № 961 утверждены правила согласования контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также форма обращения о таком согласовании.


Указанные выше нормы о согласовании вступили в силу с 1 июля текущего года, но при этом предусмотренные Постановлением № 961 положения об обязательном ведении электронного документооборота для согласования с использованием ЕИС вступят в силу только через год – с 1 июля 2021 г.

Изменения в описании товаров из КТРУ (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением № 961 также внесены изменения в п. 5 утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 правил использования КТРУ.
С 1 июля заказчикам запрещается при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения допуска, использовать при описании объекта закупки какие-либо иные дополнительные характеристики,
кроме тех, которые установлены в КТРУ.

Скорректирован перечень медизделий, при закупке которых применяются ограничения допуска (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 962 в утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 перечень № 1 медизделий, при закупке которых заказчики устанавливают ограничения допуска для иностранных медизделий по принципу «третий лишний», скорректирована позиция с кодом ОКПД2 – 32.50.22.190.
Изменения вступили в силу с 14 июля 2020 г.

Ограничения допуска не применяются при закупке кабелей производства государств – членов ЕАЭС (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2020 г. № 1116 внесены изменения в устанавливающее ограничения допуска иностранной радиоэлектронной продукции постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее – Постановление № 878). Теперь при закупках радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами по ОКПД2 – 27.31 (кабели волоконно-оптические) и 27.32 (провода и кабели электронные и электрические прочие), происходящей из государств – членов Евразийского экономического союза, ограничения допуска, предусмотренные Постановлением № 878, не применяются, при условии подтверждения страны происхождения таких товаров.
Также предусмотрено, что подтверждением страны происхождения для государств – членов ЕАЭС, будет являться выдаваемый уполномоченным органом такого государства акт экспертизы по определению страны происхождения товара, с указанием в таком акте информации о наличии сведений об используемом при производстве радиоэлектронной продукции оптическом волокне в реестре российской промышленной продукции, который ведет Минпромторг России.
Изменения вступают в силу с 8 августа 2020 г.

Приняты документы, необходимые для ведения реестров промпродукции в рамках импортозамещения по Закону № 44-ФЗ

Приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 (далее – Приказ № 1755) утверждены:
– порядок выдачи разрешения на закупку иностранного промышленного товара;
– порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;
– порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;
– положение об отраслевых экспертных советах при Минпромторге России.
В п. 3 Приказа № 1755 также определено, что ранее выданные Минпромторгом России заключения об отсутствии производства товаров на территории РФ действительны до окончания установленного срока их действия.
Приказ № 1755 вступил в силу с 30 июня 2020 г.

Утверждены новые типовые контракты на закупку электронной и транспортной техники взамен действовавших ранее (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Минпромторга России от 7 апреля 2020 г. № 1152 (далее – Приказ № 1152) утверждены следующие обновленные формы типовых контрактов, а также информационные карты указанных типовых контрактов:
– на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности;
– на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
– на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий
торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного.

При этом перечень кодов ОКПД2, при которых применяются типовые контракты, скорректирован, и теперь указанные типовые контракты должны будут применяться заказчиками, например, при закупке по следующим кодам:
– 26.2 (кроме 26.20.9) – компьютеры и периферийное оборудование;
– 26.4 (кроме 26.40.9) – бытовая электротехника;
– 26.6 (кроме 26.60.9) – медоборудование;
– 27.9 (кроме 27.90.9) – прочее электрооборудование.
Все перечисленные типовые контракты должны применяться заказчиками при осуществлении закупок указанных услуг, товаров независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Новые типовые контракты размещены в ЕИС в разделе «Библиотека типовых контрактов» 28 июля 2020 г., в связи с чем в соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новые типовые контракты заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС, т.е. начиная с 28 августа 2020 года.
Приказ Минпромторга России от 12 марта 2018 г. № 716, которым ранее были утверждены типовые контракты на оказание и поставку аналогичных услуг и товаров, признается утратившим силу.
Приказ № 1152 вступил в силу с 27 июля 2020 г.

Разработан новый типовой контракт на оказание охранных услуг (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Росгвардии от 1 июня 2020 г. № 149 (далее – Приказ № 149) в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ утверждены типовой контракт на оказание охранных услуг, а также информационная карта указанного типового контракта.
В информационной карте установлены следующие показатели для применения типового контракта:
– указано, что типовой контракт должен применяться при закупке охранных услуг;
– указаны код предмета контракта по классификаторам ОКПД2 (80.10.12) и ОКВЭД2 (80.10), а также коды услуг по КТРУ;
– установлено, что типовой контракт должен применяться при любом размере НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новый типовой контракт заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня его размещения в ЕИС.
Приказ № 149 вступает в силу с 9 августа 2020 г.

Очередное снижение размера ключевой ставки (Закон № 44-ФЗ)

Совет директоров Банка России 24 июля 2020 г. принял решение понизить ключевую ставку до 4,25% годовых.
Данные изменения следует учесть заказчикам при расчете размера пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Новый размер ключевой ставки применяется с 27 июля 2020 г.

О реализации постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и № 617 (Закон № 44-ФЗ)

Минпромторгом России в письме от 8 июля 2020 г. № 47475/12 рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся применения для целей закупок запрета и ограничений допуска отдельных видов иностранной промышленной продукции, установленных вступившими в силу постановлениями Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и № 617.

О возможности увеличения размера авансового платежа (Закон № 44-ФЗ)

Минфин России в письме от 7 июля 2020 г. № 09-04- 05/58888 выразил мнение о том, что в случае, если в заключенном контракте было предусмотрено авансирование, то в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 630, которым установлена возможность увеличения в 2020 году предельных размеров авансовых платежей по государственным контрактам, в такой заключенный контракт могут быть внесены изменения
в части увеличения размера авансового платежа.

Об особенностях проведения совместных торгов (Закон № 44-ФЗ)

Минфином России в письме от 26 июня 2020 г. № 24-06-08/55289 разъяснены вопросы проведения совместных закупок уполномоченными органами и учреждениями в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
В частности, ведомство изложило свою позицию по следующим вопросам:
– по осуществлению органом (учреждением), уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, закупки для собственных нужд при проведении совместного конкурса или аукциона;
– об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае централизации закупок.

О возможности изменить заключенный юридическим лицом договор, финансируемый за счет субсидий (Закон № 44-ФЗ)

Минфином России в письме от 5 июня 2020 г. № 24-01- 07/48634 выражено мнение о том, возможно ли изменить договор, заключенный юридическим лицом за счет субсидий, по ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ из-за последствий коронавируса.
Ведомство отметило, что, несмотря на то что юридические лица осуществляют закупки за счет субсидий в соответствии с Законом № 44-ФЗ, правила, регулирующие особенности исполнения контрактов, на такие договоры не распространяются, в связи с чем у юридических лиц в таких случаях нет возможности изменить договор в связи
с коронавирусом.

Актуализирован порядок формирования идентификационного кода закупки (Закон № 44-ФЗ)

Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н, приведен в соответствие с изменениями, внесенными 27.12.2019 в Закон № 44-ФЗ (Приказ Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 58н). Изменения вступают в силу частично с 10 августа 2020 г., частично – с 1 октября 2020 г.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ (Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ)

Президиум Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г. утвердил обзор № 2 по обширному кругу вопросов, из которых отметим следующие, применимые к законодательству о закупках:
1) В случае нарушения заказчиком процедуры заключения договора по Закону № 223-ФЗ, он не вправе отказать исполнителю в оплате выполненных работ.
2) Если подрядчик выполнил дополнительные работы без согласия заказчика или с нарушением процедуры согласования, то он не вправе требовать от заказчика оплатить такие дополнительные работы.
3) Если участник закупки не направил подписанный экземпляр контракта в период, когда контрольный орган приостановил закупку и рассматривает жалобу, то такого участника не признают уклонившимся.