Последние изменения в законодательстве о закупках и официальные разъяснения

С 1 июля 2020 г. официально вступают в силу следующие поправки, внесенные в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.04.2020:

1) Изменения в части регулирования вопросов обеспечения исполнения контрактов (ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции):
– по общему правилу размер такого обеспечения теперь от 0,5% (вместо 5%) до 30% от НМЦК, но появился ряд новых исключений. Например, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта, но, в случае установления его, максимальный размер ограничен 10% от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия);
– если предусмотрен аванс, размер обеспечения
исполнения контракта должен составлять не менее размера аванса (кроме случая, когда расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);
– при казначейском сопровождении размер обеспечения устанавливается от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия), уменьшенной на размер такого аванса;
– казначейское сопровождение учтено также в вопросах уменьшения размера обеспечения исполнения контракта (ч. 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

2) Установление обеспечения гарантийных обязательств (ч. 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции) теперь в любых случаях (даже если установлено требование к гарантийным обязательствам товара, работы, услуги) – это право заказчика, а не обязанность.
Напоминаем, что указанные выше изменения, вступающие в силу с 01.07.2020, имеют обратную силу: по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, возникшие до 01.07.2020.

Изменены правила закупок в сфере строительства (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 внесены следующие изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства:
1) из правил оценки, утвержденных постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1085, исключены работы на особых объектах и на автодорогах, но при этом определено, что новый порядок оценки будет распространяться на:

– строительные контракты жизненного цикла, а также на особые строительные контракты, заключаемые по ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ;
– работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства;
– работы по сохранению объектов культурного наследия.

В качестве нестоимостного критерия можно будет использовать только квалификацию участника, которую будут оценивать только через закрепленные в правилах показатели;
2) скорректированы утвержденные постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99 дополнительные требования к участникам строительных закупок:
– снижен стоимостной порог, при котором заказчики обязаны применять доптребования к участникам: до 10 млн рублей – для федеральных нужд, до 5 млн рублей – для региональных и муниципальных нужд;
– для закупок с НМЦК более 500 млн рублей требования к размеру опыта увеличены до 30%;
– увеличен с 3 до 5 лет период, за который будет учитываться опыт;
– при закупках работ по строительству и реконструкции опыт нельзя будет подтвердить опытом по сносу и капремонту;
– перечень случаев, когда необходимо устанавливать доптребования, дополнен новой позицией: закупка проектных и (или) изыскательских работ с НМЦК от 10 млн рублей – для федеральных
нужд, от 5 млн рублей – для региональных и муниципальных нужд;
3) из аукционного перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, в соответствии с которым заказчики обязаны закупать определенные товары, работ, услуги только путем проведения электронного аукциона, исключены закупки в сфере строительства, попадающие в определенные кодами по ОКПД2 позиции: 41.2, 42 и 43. Это означает, что заказчики смогут проводить закупки таких работ как электронным аукционом, так и электронным конкурсом.

Перечисленные в п. 1 и 2 изменения, касающиеся порядка оценки и доптребований, вступают в силу с 9 июля
2020 г. и применяются к закупкам, размещенным после
указанной даты.
Изменения в аукционный перечень вступают в силу
с 1 сентября 2020 г.

Обновлена процедура согласования закрытых закупок (Закон № 44-ФЗ) Приказом Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 51н (далее – Приказ № 51н) установлен новый порядок согласования применения закрытых процедур закупок, который вступит в силу с 1 июля текущего года взамен утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 ранее действовавшего аналогичного порядка, который с указанной даты признается утратившим силу посредством принятия приказа Минэкономразвития России от 08.04.2020 № 212 (далее – Приказ № 212).

Приказом № 51н установлены:
– порядок направления обращения о согласовании применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
– требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
– порядок рассмотрения обращения;
– основания для принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании, а также порядок направления такого решения заказчику;
– исчерпывающий перечень случаев для отказа в согласовании.
Приказы № 51н и № 212 вступили в силу 1 июля 2020 г.

Заказчики вправе осуществлять закупку работ, услуг без проведения процедур у акционерных обществ (Закон № 44-ФЗ)

Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 180-ФЗ в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми заказчикам дано право осуществлять закупки у единственного исполнителя (подрядчика) работ и услуг, которые выполняют и оказывают не только органы исполнительной власти, либо подведомственные им госучреждения или унитарные госпредприятия в соответствии с возложенными на них полномочиями, но и акционерные общества, сто процентов акций которых принадлежат Российской Федерации.
Напомним, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки у единственного подрядчика (исполнителя) может осуществляться в случае наличия установленных соответствующими нормативными правовыми актами исключительных полномочий госорганов либо подведомственных им учреждений, госпредприятий.
При этом исключительность полномочий соответствующих органов, предприятий, а теперь и акционерных обществ, на оказание определенных услуг (выполнение определенных работ) должна подтверждаться соответствующими документами – федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ, законодательными актами субъекта РФ.
Изменения вступили в силу 19 июня 2020 г.

Стало больше возможностей для заключения контрактов жизненного цикла в дорожной отрасли (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2020 г. № 800 в предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 случай, когда заключается контракт на выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, участков автомобильных дорог, включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (далее – дороги), вошли работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию таких дорог.
Теперь заказчики вправе объединять в одном контракте не только работы по проектированию и строительству дорог, но также работы по дальнейшему их капремонту, ремонту и содержанию.
Напомним, что в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контрактом жизненного цикла является контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. В настоящее время (с учетом изменений) перечень содержит 17 оснований для заключения контрактов жизненного цикла.
Изменения вступили в силу 11 июня 2020 г.

Снижен размер ключевой ставки (Закон № 44-ФЗ)

Совет директоров Банка России 19 июня 2020 года принял решение понизить ключевую ставку до 4,50% годовых. Данные изменения следует учесть заказчикам при расчете размера пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Новый размер ключевой ставки применяется с 22 июня
2020 г.

Опубликован реестр российской промышленной продукции, который заказчики должны применять в целях реализации запретов и ограничений допуска иностранных товаров к закупкам (Закон № 44-ФЗ)

На сайте Минпромторга России (http://minpromtorg.gov.ru) в разделе «Деятельность» размещен реестр российской промышленной продукции. В него включены более 27 тыс. позиций. Указанный реестр необходим для использования при применении в рамках импортозамещения двух новых постановлений Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 и № 617, которые вступили в силу с 1 мая
текущего года.

Приняты документы, необходимые для ведения реестров промпродукции в рамках импортозамещения (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 (далее – Приказ № 1755) в соответствии с пп. «б» п. 15 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, устанавливающего запрет на допуск иностранных промышленных товаров для целей госзакупок, утверждены:
– порядок выдачи разрешения на закупку иностранного промышленного товара;
– порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;
– порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму;
– положение об отраслевых экспертных советах при Минпромторге России.
В п. 3 Приказа № 1755 также определено, что ранее выданные Минпромторгом России заключения об отсутствии производства товаров на территории РФ действительны до окончания установленного срока их действия.
Приказ № 1755 вступил в силу с 30 июня 2020 г.

Типовой контракт на поставку продуктов питания размещен в библиотеке типовых контрактов в ЕИС (Закон № 44-ФЗ)

Утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 типовой контракт на поставку продуктов питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещен в ЕИС в разделе «Библиотека типовых контрактов» 28 мая 2020 г., в связи с чем в соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новый типовой контракт заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня его размещения в ЕИС – т.е. начиная с 28 июня 2020 года.

Важные разъяснения ФАС России по вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар) (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в письме от 25 июня 2020 г. № ИА/53616/20 в связи с поступающими вопросами о разграничении понятий «используемый товар» и «поставляемый товар» при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ сообщает, что, по мнению ведомства, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих
значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). При этом обращено внимание на то, что требования к качественным характеристикам товара (поставляемого или используемого) могут быть установлены заказчиком в документации в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ для соблюдения интересов заказчика и участников закупок.

Об осуществлении закупок в нерабочие дни 24 июня и 1 июля 2020 г. (Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ)

Минфином России в письме от 19 июня 2020 г. № 24-06- 08/53388 обращено внимание на особенности проведения закупок в определенные в соответствии с указами Президента РФ от 29.05.2020 № 345, от 01.06.2020 № 354 нерабочие дни 24 июня и 1 июля текущего года. Ведомство, в частности, отмечает, что в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе № 44-ФЗ исключительно рабочими днями, заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом № 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем им рекомендуется внести изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи
заявок с учетом установленных нерабочих дней.