Последние изменения в законодательстве о закупках и официальные разъяснения

Определены правила расчета НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Минздрава РФ от 15.05.2020 № 450н (далее – Приказ № 450н) утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий (далее – Порядок).
Новый Порядок не применяется к закупкам, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты его вступления в силу, то есть до 31.08.2020.
Порядок не применяется при обосновании НМЦК для закупки следующих медицинских изделий (далее – медизделие):
– одноразовых медизделий из ПВХ-пластика, включенных в утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 перечень № 2;
– поставляемых по гособоронзаказу;
– включенных в реестр отечественной радиоэлектроники в случае установления ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2020 № 878.
В пунктах 3–5 Порядка закреплены способы обоснования НМЦК для определенных групп медизделий:
– для закупки технических средств реабилитации по распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р НМЦК определяется методом анализа рынка с использованием источников информации, установленных распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р;
– для закупки имплантируемых в организм человека медизделий по постановлению Правительства РФ от 30.12.2015 № 1517 НМЦК определяется тарифным методом либо методом анализа рынка с учетом установленных предельных отпускных цен производителей;
– для закупки медизделий у единственного поставщика по п. 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе использовать только метод анализа рынка (по режиму повышенной готовности по коронавирусу, мобподготовка, закупки силовых ведомств, предприятий УИС и УИП).
Порядком определено, что НМЦК единицы медизделия складывается из суммы цен самого медизделия, стоимости всех необходимых для эксплуатации медизделия в течение гарантийного срока расходных материалов (далее – РМ), а также стоимости всех услуг по техобслуживанию (далее – ТО) медизделия в течение гарантийного срока. При этом в пункте 7 Порядка установлено, что в целях формирования стоимости РМ и ТО гарантийный срок определяется в соответствии с эксплуатационной документацией на медизделие и должен составлять не менее 12 месяцев, а в случае отсутствия у заказчика информации о наличии и длительности гарантийного срока, заказчик устанавливает такой срок равным 24 месяцам со дня передачи ему медизделия.
В целом при расчете НМЦК заказчиком должны использоваться один или в совокупности несколько методов обоснования НМЦК, таких как анализ рынка и метод расчета НМЦК на основе информации, содержащейся в реестре контрактов. При этом определено, что заказчик вправе снизить НМЦК, и соответственно, пропорционально снизить начальную цену единицы медизделия, исходя из имеющегося у него объема финансового обеспечения.
Приказ № 450н вступил в силу 31.08.2020.

Уточнены требования к подтверждению соответствия промышленных товаров установленным запретам (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1178 внесены изменения в устанавливающее запрет допуска для целей закупок иностранной промышленной продукции постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616).
Теперь, для подтверждения того, что товар не попадает под установленный запрет, участники должны будут предоставить в составе заявки на участие в закупке одновременно:
– выписку из соответствующего реестра российской или евразийской промышленной продукции;
– информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719.
Также уточнено, что при закупке некоторых товаров из предусмотренного Постановлением № 616 перечня на этапе исполнения контракта необходимо будет представлять подтверждающие документы в отношении материалов и полуфабрикатов.
Кроме того, определено, что до 01.06.2021 выписка из соответствующего реестра не предоставляется при закупках
для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень), при этом подтверждением соответствия товаров запретам будет являться представленная в составе заявки декларация о стране происхождения товара.
Изменения вступили в силу 05.08.2020.

Утверждены правила проведения проверок и обжалования решений по результатам внутреннего финконтроля (Закон № 44-ФЗ)

Постановлениями Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 и № 1237 (далее – Постановления № 1235 и № 1237) в соответствии с п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ утверждены федеральные стандарты, устанавливающие:
1) правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В данных правилах регламентированы следующие функции: назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению, проведение контрольного мероприятия, а также назначение необходимых для его проведения экспертиз, оформление результатов контрольного мероприятия;
2) правила досудебного обжалования решений и действий (бездействий) органов контроля и их должностных лиц.
Принятием вышеуказанных федеральных стандартов завершается разработка нормативной базы, необходимой для осуществления деятельности по контролю в сфере закупок, предусмотренному ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Напомним, что ранее уже были приняты следующие федеральные стандарты, регламентирующие проведение внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля органами внутреннего финансового контроля всех уровней:
– о принципах контрольной деятельности органов контроля (постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 95);
– о правах и обязанностях должностных лиц органов контроля и объектов контроля (постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 100);
– о планировании проверок, ревизий и обследований (постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208);
– о реализации результатов проверок, ревизий и обследований (постановление Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095).
Постановления № 1235 и № 1237 вступили в силу с 24.08.2020 и должны применяться в отношении контрольных мероприятий, начатых со дня их вступления в силу.

Изменен порядок осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ

С 13.08.2020 начали действовать новые правила, устанавливающие требования к сроку и порядку осуществления предусмотренного ч. 5 и 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроля, в том числе порядок действия контрольных органов при выявлении несоответствия контролируемой информации.

Новый порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193. Старый порядок осуществления такого контроля, ранее утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367, с указанной даты утратил силу.

В отношении некоторых иностранных лекарственных препаратов для лечения детей, больных злокачественными заболеваниями
крови, временно сняты ограничения допуска (Закон № 44-ФЗ)

С 08.08.2020 по 31.12.2021 правило «третий лишний», установленное постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289, не применяется в отношении ряда препаратов, в частности, для лечения злокачественных новообразований лимфоидной и кроветворной тканей, а также орфанных заболеваний у детей (постановление Правительства РФ от 03.08.2020 № 1164).
Изменения вступили в силу 08.08.2020.

Определен перечень промтоваров, при закупке которых в 2020 году аванс должен составлять не менее 80% (Закон № 44-ФЗ)

Утвержден перечень промышленных товаров, при осуществлении закупок которых (в том числе для нужд обороны страны и безопасности государства) получатели средств федерального бюджета устанавливают при заключении контрактов в 2020 году авансовые платежи в размере не менее 80% цены контракта. При этом данная норма распространяется только на закупку поименованных в перечне товаров, при которой устанавливался запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ. В перечень вошли инструменты и станки (постановление Правительства РФ от 26.08.2020 № 1289).
Постановление вступает в силу с 11.09.2020.

Внесены существенные изменения в импортозамещающий приказ об условиях допуска иностранных товаров (Закон № 44-ФЗ)

Внесены изменения в Перечень товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в отношении которых установлены специальные условия их допуска на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень № 1), утвержденный приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н) (Приказ Минфина России от 10.07.2020 № 140н (далее – Приказ № 140н).


В Перечень № 1 добавлены 43 новые позиции, среди которых товары для детей, моющие средства, лыжное снаряжение, бумажная канцелярия, химические продукты.
При этом из Перечня № 1 исключены 11 позиций.
В качестве важного нововведения отметим, что с 01.10.2020 заказчикам необходимо будет предоставлять также преимущество в размере 20% товарам российского происхождения, закупаемым в рамках реализации национальных проектов (программ).
Приказ № 126н дополнен перечнем товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в отношении которых установлены специальные условия их допуска на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров при реализации национальных проектов (программ) (далее – Перечень № 2).
В новый Перечень № 2 входят 42 позиции, среди которых оборудование, аппаратура, машины различного назначения, автотранспорт, плавучие конструкции и летательные аппараты. Принцип предоставления преференций схож с тем, который действует применительно к Перечню № 1, с той разницей, что размер преимущества увеличен до 20%.
Приказ № 140н вступает в силу с 11.09.2020 в части изменений в Перечне № 1, а положения, касающиеся Перечня № 2, вступают в силу с 01.10.2020.

В августе в библиотеке типовых контрактов в ЕИС размещен новый типовой контракт (Закон № 44-ФЗ)

В библиотеке типовых контрактов в ЕИС 05.08.2020 размещен типовой контракт на оказание охранных услуг, утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149.

Указанный типовой контракт заказчики обязаны применять начиная с 05.09.2020.
Напомним, что с 28.08.2020 заказчики начали в обязательном порядке применять новые типовые контракты на закупку электронной и транспортной техники, которые 28.07.2020 были размещены в библиотеке типовых контрактов в ЕИС, утвержденные приказом Минпромторга России от 07.04.2020 № 1152 взамен ранее действовавших.

О порядке согласования контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о работе с КТРУ (Закон № 44-ФЗ)

Минфин России в письме от 25.08.2020 № 24-06-05/74463 привел разъяснения о том, как заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при проведении совместных закупок, в случаях, когда требуется согласование контрольного органа.
Также ведомство выразило мнение об установлении заказчиками не предусмотренных КТРУ дополнительных характеристик при закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878).
Ведомство считает, что заказчики должны руководствоваться данным правилом даже в случае, если ограничения по Постановлению № 878 не применяются, при этом сообщает, что «…рассматривается вопрос о подготовке изменений, предусматривающих применение запрета
на использование заказчиком дополнительных характеристик исключительно в случае установления заказчиком при осуществлении такой закупки ограничений допуска иностранной продукции в соответствии с Постановлением № 878…
».

Решение Краснодарского УФАС России от 13 августа 2020 г. № 023/06/69-3877/2020 (закупка № 0818500000820003462)

Начальная (максимальная) цена контракта – 63 659 122,80 руб.
В составе второй части заявки ООО «…» представлена выписка из реестра членов СРО, в которой установлен первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам до 60 млн руб. (членом СРО внесен соответствующий взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств).
При этом, цена контракта, предложенная ООО «…», составляет 50 927 298,00 руб.
Таким образом, заявка ООО «…» соответствует требованиям аукционной документации и Закона № 44-ФЗ.

Решение Рязанского УФАС от 13 августа 2020 г. № 062/06/64-537/2020 (закупка № 0559600008920000004)

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 26н
утвержден порядок пользования ЕИС. Комиссией УФАС при анализе документации по электронному аукциону установлено, что заказчиком в документации об электронном аукционе отдельным файлом размещен «Раздел 3. Описание объекта закупки. Техническое задание с изменения» в формате pdf, не допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра.
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу, что
действия заказчика, нарушают ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112 Закона
№ 44-ФЗ и содержат признаки состава административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Решение Краснодарского УФАС России от 7 августа 2020 г. № 023/06/99-3757/2020 (закупка № 0318100072220000057)

Заявитель указывает, что характеристики товаров в техническом задании (артикул и фирма душевой кабины, диаметр и длина шланга, резьба, смесители) ограничивают количество участников закупки.
Заказчиком пояснено, что снятие с производства не означает отсутствие на рынке данного товара. У заказчика были ранее установлены душевые кабины фирмы Appollo модели TS-623B. В целях соблюдения единообразия их общего внешнего вида и общего стиля требуется заменить часть неисправных и вышедших из строя душевых кабин Appollo TS-623B на такие же, с монтажом силами заказчика в прежние места установки.

Также у заказчика установлены душевые смесители и имеются лейки фирмы Hansgrohe. Необходимо обеспечить совместимость основного сантехнического оборудования и его комплектующих, а также единообразие их внешнего вида и общего стиля. Требования к размерам душевого шлага являются важными и значимыми для заказчика, так как более длинные шланги потребуют внесения изменения в месторасположение крепления шланга на стене, что повлечет за собой дополнительные затраты для заказчика.
Кроме того, при подготовке документации заказчиком получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, готовых поставить товар, соответствующий требованиям технического задания.
Таким образом, описание объекта закупки составлено на основании потребности заказчика и в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Решение Новосибирского УФАС России от 30 июля 2020 г. № 054/06/37-1450/2020 (закупка № 0351100000620000027)

Заказчиком опубликован протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта, в котором указано, что документ, представленный ООО «…», о том, что у него имеется в наличии товар, и о подтверждении его поставки заказчику сам по себе не является достаточным для исполнения ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.
Проанализировав документ, представленный ООО «…» в качестве обоснования предлагаемой цены контракта, можно сделать вывод, что он не является документом, подтверждающим наличие товара у участника закупки и не подтверждает возможность поставки требуемого товара по предложенной цене и не обосновывает цену.
Из представленного документа следует, что ООО «…» простыми арифметическими действиями посчитало цену за единицу мазута, поделив цену по аукциону на количество поставляемого товара. При этом каких-либо расчетов или документов, подтверждающих наличие товара и ресурсов, не представлено.
Заказчик не отрицает, что Закон № 44-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня документов и информации, которые должны быть представлены участником закупки при обосновании предлагаемой цены контракта, однако обоснование предлагаемой цены контракта должно подтверждать реальную возможность участника закупки исполнить контракт по предлагаемой цене, которая значительно ниже НМЦК.
Комиссия УФАС установила, что комиссия заказчика правомерно признала участника уклонившимся от заключения контракта.