Последние изменения в законодательстве о закупках

Правительство РФ установило новые случаи закупок у единственного поставщика (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2020 г. № 647 (далее – Постановление № 647) в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ дополнительно к определенным в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ случаям закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее –закупка у единственного поставщика) установлены следующие случаи таких закупок:
1) закупка у единственного поставщика, определенного:
– протоколом заседания Правительства РФ;
– протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства РФ;
– утвержденным (одобренным) Президентом РФ, Правительством РФ, Председателем Правительства РФ планом, определяющим первоочередные мероприятия по обеспечению устойчивого развития
экономики в связи с ситуацией по коронавирусу;
2) конкретная закупка у единственного поставщика, определенная перечисленными выше документами;
3) закупка для федеральных нужд у единственного поставщика, определенного поручением Председателя Правительства РФ в целях реализации решений Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с коронавирусом;
4) закупка у единственного поставщика за счет средств резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов госвласти субъекта РФ.
Такие закупки должны проводиться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ для осуществляемых по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупок у единственного поставщика, с учетом положений п. 3 и 4 Постановления № 647:
– для осуществления закупки у единственного поставщика необходимо решение соответственно Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации;
– в решении указываются: предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, условия о возможности либо о запрете привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, также может быть определено условие об обязанности заказчика
установить требование об обеспечении исполнения контракта;
– контракт должен в обязательном порядке содержать ссылку на основание его заключения, а также обоснование цены; – в течение 3 дней с даты заключения контракта заказчик обязан направить в федеральный контрольный орган уведомление о такой закупке с приложением копии заключенного контракта. Указанные случаи закупок у единственного поставщика заказчики могут применять до 31 декабря 2020 г. включительно.
Также Постановлением № 647 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443, которое регламентирует порядок исчисления сроков при закупках в период нерабочих дней, установленных решениями Президента РФ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавируса.
Расчет сроков в связи с принятым Президентом РФ решением об установлении нерабочих дней в 2020 году должен осуществляться следующим образом: если последний день срока приходится на нерабочий день, воскресенье или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается нерабочий день (кроме случаев, если последний день – суббота, воскресенье или нерабочий праздничный
день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).
Постановление № 647 вступило в силу 10 мая 2020 г.

Росгвардия установит порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при закупках охранных услуг (Закон № 44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2020 г. № 645 в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ определено, что порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении по Закону № 44-ФЗ закупок охранных услуг устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии РФ по согласованию с Минфином
России.
Документ вступил в силу 16 мая 2020 г.

Минюст России зарегистрировал типовой контракт на поставку продуктов питания (Закон № 44-ФЗ)

Приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 (далее – Приказ № 140) в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ утверждены типовой контракт на поставку продуктов питания для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационная карта указанного типового контракта.

В информационной карте установлены следующие показатели для применения типового контракта:
– указано, что типовой контракт должен применяться при поставке продуктов питания;
– указаны код предмета контракта по классификаторам ОКПД2 и ОКВЭД2, а также коды товара по КТРУ;
– установлено, что типовой контракт должен применяться при любом размере НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Типовой контракт размещен в ЕИС 28 мая 2020 г. Напомним, что в соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новый типовой контракт заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня его размещения в ЕИС, то есть с 28 июня 2020 г.

Определен единственный поставщик в 2020–2021 гг. лекарственных препаратов в целях проведения профилактических прививок (Закон № 44-ФЗ)

Распоряжением Правительства РФ от 12 мая 2020 г. № 1257-р в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ АО «Национальная иммунобиологическая компания» определено единственным исполнителем осуществляемых Минздравом России в 2020–2021 годах закупок иммунобиологических лекарственных препаратов, производство которых осуществляется на всех стадиях технологического процесса на территории РФ, в целях проведения перечисленных в перечне согласно приложению к данному документу профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок. Установлен предельный срок, на который заключаются такие контракты – 31 декабря 2021 г. Также предусмотрена возможность привлечения поставщиком к исполнению заключаемых контрактов субподрядчиков, соисполнителей при условии исполнения им лично не менее 10% совокупного стоимостного объема обязательств по государственным контрактам.

Разработаны методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках (Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ)

Минтруд России 19 мая 2020 на сайте опубликовал Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках, осуществляемых как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ (далее – рекомендации).

В Рекомендациях раскрывается алгоритм организации подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендовано также организовать личный прием
лиц, которые обладают информацией о коррупционных правонарушениях, организовать телефон горячей линии, а также адрес электронной почты. Кроме того, ведомство рекомендует предложить сотрудникам добровольно каждый год представлять декларацию о возможной личной заинтересованности, и предложена типовая форма такой декларации.

О некоторых вопросах применения постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в целях формирования единообразной практики применения постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99) направила информационное письмо от 20 мая 2020 г. № ИА/43260/20:
1) по вопросу предоставления в составе разрешения на ввод объекта капитального строительства (далее – ОКС) в эксплуатацию технического плана ОКС ведомство сообщает, что его отсутствие в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки доп.требованиям, не может являться основанием для отказа в допуске такому участнику к участию в закупке;
2) по вопросу предоставления приложений к исполненному контракту, в том числе ПСД, технического задания и иных документов, ведомство сообщает, что предоставление участником контрактов без приложений к нему не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого в соответствии с Постановлением
№ 99 опыта работ, в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в допуске такому участнику к участию в закупке.

Об особенностях формирования документации на закупку расходных материалов для гемодиализа (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России в письме от 30 апреля 2020 г. № АД/37202/20 выразила позицию по вопросу объединения в одной закупке диализаторов с материалом мембраны, изготовленной из целлюлозы, и диализаторов с материалом мембраны из синтетики. Ведомство сообщает, что такое объединение может привести к ограничению количества участников закупки и, соответственно, будет иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства и Закона № 44-ФЗ.

О применении ЕСКЛП при закупке лекарственных препаратов (Закон № 44-ФЗ)

Федеральное казначейство совместно с Минздравом России в письме от 7 апреля 2020 г. № 14-00-05/7248, 18-2/И/2-4135 напомнили заказчикам о необходимости обязательного использования Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – ЕСКЛП). Ведомства указали, что с 11.04.2020 для организаций «первой волны»
заказчиков при формировании извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов, а также при внесении сведений о заключенных контрактах, введение структурированной информации о лекарственном препарате осуществляется строго на основании выбранной позиции ЕСКЛП, без возможности ручного ввода. В случае отсутствия сведений о лекарственном препарате в составе справочника ЕСКЛП, заказчикам будет необходимо сформировать обращение в службу технической поддержки ЕИС с приложением необходимой информации об отсутствующем лекарственном препарате.